Война из-за Алсу

В пятницу должен выйти второй за год альбом Алсу "Мне приснилась осень", певицы, чья дебютная пластинка 1999 года разошлась тиражом несколько сот тысяч кассет и CD, став одним из самых раскупаемых альбомов в России. Но альбом не выйдет. Виной всему - конфликт отечественного и западного капитала: российской компании Real Records и российского отделения Universal Music. В результате борьбы этих двух компаний Алсу чуть не рассталась со своей международной карьерой.

Новый альбом Алсу – это грамотный коммерческий ход компании Real Records, которая, получив прибыль от выпуска дебютной пластинки певицы в 1999 году, снова хочет заработать. На альбоме "Мне приснилась осень" должно быть пять новых песен. Еще девять – хиты с прошлого альбома.

Однако еще до своего материального воплощения альбом получил статус нелегального, поскольку Алсу сразу после яркого дебюта заключила основательный контракт с Universal Music Russia – русским отделением крупнейшей мировой компании Universal Music. Согласно контракту, стоимость которого - более миллиона долларов, все права на семь последующих альбомов г-жи Сафиной во всем мире, включая Россию, принадлежат Universal.

Это означает, что любой альбом Алсу, выпущенный кем-либо еще, является пиратским, а того, кто его издал, будут преследовать в судебном порядке.

Компания Real Records была в курсе этих условий. Однако между ней и звукозаписывающей компанией Universal существовала договоренность о том, что Real может переиздать дебютную пластинку, включив в нее несколько новых песен. Количество этих композиций и стало причиной конфликта между двумя компаниями.

Рассказывает генеральный директор Real Records Алена Михайлова: "Договор с Алсу о выпуске дебютного альбома мы подписали в 1999 году, никакой компании Universal еще даже не существовало на горизонте (на российском рынке Universal появился в 1994 году. - "ГАЗЕТА"). Выпуск альбома Алсу для нас был рискованным предприятием. Мы помогали в финансировании проекта, кроме того, первый альбом – это всегда серьезный риск: может "выстрелить", а может и нет. Ситуацию осложняли пираты, издавшие несколько песен, уже вышедших в эфир, в четырех вариантах "дебютного альбома". Поэтому в нашем договоре с Алсу было оговорено переиздание первого альбома с четырьмя новыми песнями. Universal был в курсе наших планов. Еще в начале лета, когда альбом был готов к выпуску, мы встретились с Дэвидом Джанком, директором российского Universal. Они выпускали второй альбом Алсу – англоязычный - и попросили нас отложить выпуск переиздания, чтобы не перебивать им продажу. Мы согласились на эту услугу и передвинули выпуск релиза на 2 месяца – на август. Потом Алсу начала писать песни Крутого для его творческих вечеров. Так как они должны были выйти на концертном сборнике Крутого, мы были уверены: пираты не упустят своего шанса. Поэтому мы решили включить в переиздание все новые песни – пять штук. После чего мы получили письмо от Universal, в котором они возражали против такого шага, потому что альбом выглядел уже как новый. Они запретили нам выпускать пластинку в таком виде и потребовали от нас документы о наших взаимоотношениях с Алсу. Но до сих пор они, утверждая, что обладают правами на все творчество Алсу с момента подписания контракта, свой контракт нам не предоставили. Вернее, мы получили от них копию контракта с Алсу на английском языке. Наши юристы потребовали перевод – мы в русскоязычной стране все-таки. Но до сих пор его не получили. На самом деле, мы уже давно могли выпустить этот альбом и судиться с Universal. Потому что в данной ситуации, я уверена, правы мы, поскольку наши документы датированы ранним числом, чем договор с Universal. Но международная компания Universal стала шантажировать Алсу, говоря ей, что в случае выпуска альбома "Мне приснилась осень" на ее западной карьере будет поставлен крест. В результате, для того чтобы не ссориться с артисткой и не навредить ее карьере, мы издаем альбом с очень большим опозданием, не с пятью новыми песнями, а с двумя и в старом оформлении.

Но даже при этом продать это переиздание мы пока не можем - Universal разослал в дистрибьюторские компании по всей стране документ о том, что альбом Алсу, который выпускает Real Records, – контрафактный (незаконный). Торговля напугана этим письмом и априори считает любой альбом Алсу с логотипом Real Records пиратским. Соответственно, продавать его легальные торговцы не будут. За подрыв деловой репутации мы собираемся подавать на Universal в суд".

В Universal ситуацию видят иначе. Промоушн-директор Ася Калясина сказала корреспонденту "ГАЗЕТЫ", что все песни Алсу принадлежат только Universal: "Алсу заключила с нами контракт на семь альбомов, и это означает, что она нигде ничего не может выпустить без нашего разрешения. Если, например, она запишет материал и мы откажемся его выпускать, она не может предложить его другой компании. Пять песен, которые компания Real Records хотела выпустить на альбоме, Алсу записала самостоятельно. Видимо, она рассчитывала, что эти песни могут войти в ее русский альбом, который мы планируем выпустить весной будущего года. Я не думаю, что Алсу была в курсе того, что ее администрация собирается издать новый материал на Реаl Records".

Администрация Алсу – это центр "Мегаполь", который занимается административно-продюсерскими вопросами творчества певицы. Продюсер артистки Валерий Белоцерковский отстаивает свои интересы: "Права на все песни Алсу, записанные на русском языке, принадлежат компании "Мегаполь", которая также полностью финансировала запись новых песен, вошедших в состав "Мне приснилась осень". Ни Universal Music Russia, ни Real Records к записи этих песен не имеют никакого отношения, а так как все права принадлежат компании "Мегаполь", то нам и решать, кто эти композиции будет издавать".

В результате конфликта интересов трех сторон карьера самой Алсу оказалась под большим вопросом: в дело вмешался и ее отец, который выступает в качестве юридического лица, подписавшего от имени Алсу контракт с Universal. Вмешался весьма категорично – дошло до того, что он захотел порвать контракт между своей дочерью и Universal. Если бы это произошло, начались бы долгие судебные разбирательства с привлечением юристов из лондонского офиса Universal. Пока в деле не была бы поставлена точка, Алсу не смогла бы записывать свои песни. Конфликты такого рода – между крупнейшей мировой компанией и артистом - всегда вредят карьере. Достаточно вспомнить пятилетнее молчание Джорджа Майкла из-за конфликта с Sony Music.

Ситуацию спасла сама Алсу, которая вмешалась в трехсторонний конфликт. В результате Universal и Real сели за стол переговоров и пытаются договориться. Однако итог для ее поклонников все равно отрицательный. Новых песен Алсу пока издано не будет.

Антон Помещиков
 

 

 

 

Hosted by uCoz